*/ -->

ИТ (Гутгарц Р.Д.)

 

1__Признаки группировки информации в компьютере

Название признака

Примеры документов

Номинальный

справки, рефераты, курсовые работы  и т.д.

Предметно-вопросный

документы по вопросам обучения персонала
материалы для лекций

Авторский

документы, подготовленные Соколовым А.Л.
документы компании «АВС»

Корреспондентский

переписка с поставщиками
переписка с банками

Хронологический

квартальные отчеты по профессиональному составу кадров
годовые отчеты по анализу текучести кадров
приказы на увольнение за декабрь 2006 г.

Географический

переписка с учебными центрами Иркутской области по  вопросам обучения и переобучения персонала

При использовании этих признаков на практике самым рациональным является их сочетание в любом варианте.

 

 

2__Программное обеспечение: понятие, структура системного и прикладного ПО.

Программное обеспечение называется совокупность программ регулярного применения, предназначенных для эксплуатации компьютера и выполнению прикладных программ, а также инструкции по их применению.

Классификация ПО по назначению:

  1. Общего (внутреннее, инструментальное). ОС и Языки программирования

  2. Специального (внешнее). Прикладное ПО общего назначения и Прикладное ПО, создаваемое пользователем для ограниченного применения

Структура системного ПО:

  1. ОС

  2. Сервисные программы (Диагностические, Антивирусные, Драйверы внешних устройств, Архиваторы, Программы, расширяющие возможности ОС (утилиты))

  3. Программы, обеспечивающие работу компьютера в сети (Протоколы обмена информацией между машинами, Работа с распределенными базами данных, Телеобработка данных

  4. Инструментальные средства (языки программирования)

Структура прикладного ПО:

  1. Системы автоматизированного проектирования (AutoCAD)

  2. Пакеты общего назначения ( СУБД, Серверы БД, Генераторы отчетов, Текстовые процессоры, Табличные процессоры, Средства презентационной графики, Интегрированные пакеты (объединяют вышеперечисленные программные пакеты, например: Microsoft Office)

  3. Методо-ориентированные ( Пакеты по математическому программированию, Статистическая обработка данных, Сетевые или графические методы и модели для решения управленческих задач )

  4. Офисные пакеты ( Органайзеры (планировщики), Переводчики, средства проверки орфографии, словарные системы и системы распознавания (Promt, Abby ligvo))

  5. Программные средства мультимедиа (Macromedia Flash MX)

  6. Настольные издательские системы (Corel Draw)

  7. Системы искусственного интеллекта

      1. Проблемно-ориентированные пакеты или пакеты функционального назначения (1С: бухгалтерия, Галактика)

      2. Системы текстового поиска

 

3__Характеристики оценки прикладных программ: стандартные, технические, технологические, инструментальные, взаимодействие с другими пакетами, функциональные.

Для программных продуктов характерен только моральный износ.

Стандартные характеристики:

  1. Цена

  2. Системные требования

  3. Используемая ОС

  4. Система помощи

  5. Документация (описание применения, демонстрационный пример, руководство пользователя)

Технологические характеристики:

  1. Продолжительность освоения пакета

  2. Наличие «горячей линии»

  3. Удобство интерфейса

  4. Ограничение доступа

  5. Настройка на дополнительные возможности (принтера, экрана)

Технические характеристики:

      1. Гибкость и открытость

Открытость означает что можно программно дополнять (дописывать).

Гибкость означает настраиваемость на параметры пользователя.

      1. Контроль целостности БД

Восстановление соответствующих связей между файлами БД и приведение ее в нормальное состояние.

Функциональные характеристики:

  1. Перечень решаемых задач

  2. Актуальность алгоритма

  3. Форма работы с классификаторами (справочниками)

  4. Полнота информационной базы

  5. Качественный и количественный состав отчетных документов

  6. Наличие запросной системы

Существует 2 варианта получения выходных или отчетных документов:

    • Как ответ на регламентированный запрос

При этом весь перечень всех возможных документов известен заранее, и для получения каждого из них существует специальная программа.

    • Как ответ на не регламентированный запрос

Можно получить любой произвольный документ, структура которого формируется непосредственно пользователем и форма его нигде не зафиксирована. Для того, чтобы составить не заданную заранее форму документа, необходимо иметь соответствующий инструмент. Таким инструментом является запросная система.

  1. Настройка на структуру управления, документооборот и классификаторы конкретного предприятия

Взаимосвязь с другими пакетами

  1. Работа в сети

  2. Импорт данных, подготовленных в других пакетах

  3. Экспорт данных в другие пакеты

 

4__Практические рекомендации по оценке программных продуктов

Каждое предприятие, несмотря на некоторую общность отдельных управленческих и производственных процессов уникально, поэтому ни один функциональный пакет в исходном виде не применим. Всегда требуется его адаптация с учетом специфики конкретного предприятия.

Прежде чем приобретать пакет необходимо иметь четкое представление об алгоритмах решения всех задач и используемом информационном обеспечении (вх/вых документы, классификаторы), кроме того, необходимо знать общую технологию функционирования соответствующей предметной области

Для этого необходимо:

    1. Составить список задач, решения которых должны быть автоматизированы.

    2. Определить информационные потоки с учетом особенностей сетевой обработки на своем предприятии (технологич. схема).

    3. Определить виды и формы существования информации.

    4. Выделить круг запросов, которые могут возникнуть в ходе работы.

    5. Оценить перспективу и направления развития предприятия в целом и его отдельных подразделений.

Обращать внимание под управлением какой ОС пакет работает.

В настоящее время разработчики практикуют создание нескольких версий пакета под управлением разных ОС.

Обращать внимание на возможность контроля целостности БД.

К любым восторженным рекомендациям продавца нужно относиться осторожно, поэтому если есть возможность нужно посмотреть заинтересовавший вас пакет в условиях реальной эксплуатации.

Все пакеты подразделяются по мощности – количеству рабочих мест, которые будут задействованы в работе этого пакета.

Обязательно ознакомление с документацией.

Не следует пытаться найти какой-то уникальный пакет, который бы решал все необходимые задачи и обладал при этом всеми прочими достоинствами (невысокой ценой, гибкостью входных и выходных форм, настраиваемостью алгоритмов на изменения в предметной области, хорошей документацией, простотой освоения и эксплуатации и др.) поэтому из всех требований к пакету необходимо выбрать приоритетные и второстепенные.

Необходимо обращать внимание, кому предназначен сам пакет или его отдельные части – руководителю или рядовому сотруднику.

Рынок ПП очень мобилен, постоянно появляются новые версии уже известных пакетов. Но не надо бросаться на новый продукт.

1. Функциональные усовершенствования

2. Интерфейс

Прежде чем приобретать пакет необходимо ознакомиться со всеми доступными его аналогами.

Любой пакет ориентирован на эксплуатацию в условиях соответствующего количества автоматизированных рабочих мест, поэтому его внедрение может сопровождаться реорганизацией предприятия или отдельных его подразделений.

Не стоит обольщаться насчет сроков, когда функционирование пакета начнет приносить ощутимые результаты. Определенное время уйдет на его инсталляцию, апробацию, обучение персонала, освоение и начальное формирование БД.

Обращать внимание на происхождение продукта, т.е. является он отечественной разработкой или переведенной версией иностранного продукта.

В каждой предметной области у каждого предприятия есть свои «узкие места» (то, где какой-то процесс замедляется по каким-то причинам), поэтому необходимо обращать внимание на то, как такие ситуации разрешаются в этом пакете:

    1. Существует отдельный модуль для решения такой ситуации.

    2. Решение размазано по разным модулям.

В предлагаемых на рынке пакетах преобладает модульный принцип построения. Каждый из модулей может приобретаться и внедряться автономно.

При решении автоматизировать управление в рамках всех бизнес-процессов необходимо найти такую корпоративную систему, которая будет удовлетворять все требования, т. е. таким образом избежать использования каких–либо других «инородных» программных продуктов.

Некоторые пакеты позволяют использовать ранее созданную информационную базу. Поэтому если жалко расставаться с накопленной информацией, то необходимо найти такой пакет, который позволяет конвертировать данные из ранее созданного формата в формат нового пакета. Это может быть автоматически, а может осуществляться за дополнительную плату (для этого предполагается наличие специальных модулей – переходников).

«Горячая линия».

Необходимо обращать внимание на правовое соответствие используемых в пакете документационных форм.

ОКУД - общероссийский классификатор управленческой документации.

Все пакеты ориентированы на работу в соответствующей технической среде. Это предъявляет порой очень жесткие требования к компьютерам, сетевому обеспечению и периферийной технике.

 

5__Понятие информация (определение, формулы измерения информации)

Термин информация происходит от латинского informatio, что означает разъяснение, осведомление, изложение. С позиции материалистической философии информация есть отражение реального мира с помощью сведений (сообщений). Сообщение - это форма представления информации в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц и т.п. В широком смысле информация - это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами.

Информация - сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.

Информатика рассматривает информацию как концептуально связанные между собой сведения, данные, понятия, изменяющие наши представления о явлении или объекте окружающего мира. Наряду c информацией в информатике часто употребляется понятие данные. Покажем, в чем их отличие.

Данные могут рассматриваться как признаки или записанные наблюдения, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. В том случае, если появляется возможность использовать эти данные для уменьшения неопределенности о чем-либо, данные превращаются в информацию. Поэтому можно утверждать, что информацией являются используемые данные.

Пример 2.1. Напишите на листе десять номеров телефонов в виде последовательности десяти чисел и покажите их вашему другу. Он воспримет эти цифры как данные, так как они не предоставляют ему никаких сведений

Затем против каждого номера укажите название фирмы и род деятельности. Для вашего друга непонятные цифры обретут определенность и превратятся из данных в информацию, которую он в дальнейшем мог бы использовать.

МЕРЫ ИНФОРМАЦИИ. Классификация мер

Для измерения информации вводятся два параметра: количество информации I и объем данных Vд.

Эти параметры имеют разные выражения и интерпретацию в зависимости от рассматриваемой формы адекватности. Каждой форме адекватности соответствует своя мера количества информации и объема данных (рис. 2.1).

[image]

Рис. 2.1. Меры информации

Синтаксическая мера информации

Эта мера количества информации оперирует с обезличенной информацией, не выражающей смыслового отношения к объекту.

Объем данных Vд. в сообщении измеряется количеством символов (разрядов) в этом сообщении. В различных системах счисления один разряд имеет различный вес и соответственно меняется единица измерения данных:

в двоичной системе счисления единица измерения - бит (bit - binary digit - двоичный разряд);

Примечание. В современных ЭВМ наряду с минимальной единицей измерения данных "бит" широко используется укрупненная единица измерения "байт", равная 8 бит.

в десятичной системе счисления единица измерения -дит (десятичный разряд).

Пример 2.3. Сообщение в двоичной системе в виде восьмиразрядного двоичного кода 10111011 имеет объем данных Vд=8 бит.

Сообщение в десятичной системе в виде шестиразрядного числа 275903 имеет объем данных Vд=6 дит.

Количество информации - на синтаксическом уровне невозможно определить без рассмотрения понятия неопределенности состояния системы (энтропии системы). Действительно, получение информации о какой-либо системе всегда связано с изменением степени неосведомленности получателя о состоянии этой системы. Рассмотрим это понятие.

Пусть до получения информации потребитель имеет некоторые предварительные (априорные) сведения о системе a. Мерой его неосведомленности о системе является функция H(a), которая в то же время служит и мерой неопределенности состояния системы.

После получения некоторого сообщения b получатель приобрел некоторую дополнительную информацию Ib(a), уменьшившую его априорную неосведомленность так, что апостериорная (после получения сообщения b) неопределенность состояния системы стала Hb(a).

Тогда количество информации Ib(a) о системе, полученной в сообщении b, определится как

Ib(a)=H(a)-Hb(a),

т.е. количество информации измеряется изменением (уменьшением) неопределенности состояния системы.

Если конечная неопределенность Hb(a) обратится в нуль, то первоначальное неполное знание заменится полным знанием и количество информации Ib(a)=H(a). Иными словами, энтропия системы H(a) может рассматриваться как мера недостающей информации.

Энтропия системы H(a), имеющая N возможных состояний, согласно формуле Шеннона, равна:

[image]

где Рi - вероятность того, что система находится в i-м состоянии.

Для случая, когда все состояния системы равновероятны, т.е. их вероятности равны Pi=1/N, ее энтропия определяется соотношением

[image]

Часто информация кодируется числовыми кодами в той или иной системе счисления, особенно это актуально при представлении информации в компьютере. Естественно, что одно и то же количество разрядов в разных системах счисления может передать разное число состояний отображаемого объекта, что можно представить в виде соотношения

N=mn,

где N -число всевозможных отображаемых состояний;

т - основание системы счисления (разнообразие символов, применяемых в алфавите);

п - число разрядов (символов) в сообщении.

Пример 2.4. Но каналу связи передается n-разрядное сообщение, использующее т различных символов. Так как количество всевозможных кодовых комбинаций будет N=mn, то при равновероятности появления любой из них количество информации, приобретенной абонентом в результате получения сообщения, будет I=logN=logm - формула Хартли.

Если в качестве основания логарифма принять т, то I=n. В данном случае количество информации (при условии полного априорного незнания абонентом содержания сообщения) будет равно объему данных I=Vд, полученных по каналу связи. Для неравновероятных состояний системы всегда I<Vд=n.

Наиболее часто используются двоичные и десятичные логарифмы. Единицами измерения в этих случаях будут соответственно бит и дит.

Коэффициент (степень) информативности (лаконичность) сообщения определяется отношением количества информации к объему данных, т.е.

[image]причем 0<Y<1

С увеличением Y уменьшаются объемы работы по преобразованию информации (данных) в системе. Поэтому стремятся к повышению информативности, для чего разрабатываются специальные методы оптимального кодирования информации.

Семантическая мера информация

Для измерения смыслового содержания информации, т.е. ее количества на семантическом уровне, наибольшее признание получила тезаурусная мера, которая связывает семантические свойства информации со способностью пользователя принимать поступившее сообщение. Для этого используется понятие тезаурус пользователя.

Тезаурус - это совокупность сведений, которыми располагает пользователь или система.

В зависимости от соотношений между смысловым содержанием информации S и тезаурусом пользователя Sp изменяется количество семантической информации Ic, воспринимаемой пользователем и включаемой им в дальнейшем в свой тезаурус. Характер такой зависимости показан на рис.2.2. Рассмотрим два предельных случая, когда количество семантической информации Ic равно 0:

при Sp 0 пользователь не воспринимает, не понимает поступающую информацию;

при Sp; пользователь все знает, н поступающая информация ему не нужна.

[image]

Рис. 2.2. Зависимость количества семантической информации. воспринимаемой потребителем, от его тезауруса Ic=f(Sp)

Максимальное количество семантической информации Ic потребитель приобретает при согласовании ее смыслового содержания S со своим тезаурусом Sp (Sp = Sp opt), когда поступающая информация понятна пользователю и несет ему ранее не известные (отсутствующие в его тезаурусе) сведения.

Следовательно, количество семантической информации в сообщении, количество новых знаний, получаемых пользователем, является величиной относительной. Одно и то же сообщение может иметь смысловое содержание для компетентного пользователя и быть бессмысленным (семантический шум) для пользователя некомпетентного.

При оценке семантического (содержательного) аспекта информации необходимо стремиться к согласованию величин S и Sp.

Продолжение »

Сделать бесплатный сайт с uCoz