*/ -->

Надёжность, эргономика и качество АСОИУ, Управление проектами Засядко А.А.)

40__Показатели надёжности

Надежность это свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, а также технического обслуживания, ремонта, хранения и транспортировки.

Характеристики надежности как комплексного свойства:

  • Безотказность свойство объекта непрерывно сохранять работоспособность в течение определенного времени или наработки.

  • Долговечность свойство объекта сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе тех. обслуживания.

  • Ремонтопригодность свойство объекта, которое заключается в приспособленности к обнаружению и предупреждению причин отказов и неисправностей, а также восстановление и поддержание работоспособного состояния объекта путем проведения тех. обслуживаний и ремонта.

  • Сохраняемость свойство объекта сохранять значения безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение и после сроков хранения и транспортирования.

Показатель надёжности технического устройства, количественная характеристика его надёжности. В зависимости от того, сколько свойств характеризует показатель надёжности, он может быть единичным или комплексным.

Для невосстанавливаемых объектов:

1. Вероятность безотказной работы.

Основная количественная характеристика свойства безотказности любого объекта на заданном интервале времени. Вероятность того, что в пределах заданной наработки не возникнет отказ. P(t) = P{T>=t}

2. Вероятность отказа.

Вероятность того, что отказ объекта произойдет за время, не превышающее заданной величины. Q(t) = P{T<t}

3. Плотность распределения вероятности наработки (безотказной работы).

4. Среднее время безотказной работы.

5. Средняя наработка на отказ.

6. Гамма- процентная наработка.

Наработка, в течение которой отказ не возникает с вероятностью гамма, выраженной в %.

7.Интенсивность отказов.

Отношение числа отказавших объектов за единицу времени к среднему числу объектов, работоспособных за данный интервал (удельная скорость изменения количества отказов).

Для восстанавливаемых объектов:

1. Параметр потока отказов.

Это отношение числа отказов восстанавливаемого объекта за произвольно малую наработку к величине этой наработки.

2. Ведущая функция потока.

Представляет собой отражение на оси времени непрерывной суммарной наработки как накопленной последовательности числа отказов.

3. Средняя наработка на отказ.

Наработка восстанавливаемого объекта к математическому ожиданию числа отказов в течении этой наработки.

Интенсивность отказов, показатель надёжности неремонтируемых технических устройств. Наиболее часто применяется для характеристики надёжности узлов радиоэлектронных и автоматических систем. Численно равна вероятности отказа устройства в единицу времени начиная с некоторого момента времени при условии, что до этого отказа не было.

Готовности коэффициент, одно из важных понятий надёжности в технике; вероятность того, что изделие (двигатель, станок, прибор и т. д.) будет работоспособно в произвольно выбранный момент времени в промежутках между выполнениями планового технического обслуживания

Наработка изделия, продолжительность функционирования изделия либо объём работы, выполненный им за некоторый промежуток времени. Измеряется в часах (минутах), кубометрах, гектарах, километрах, тоннах, циклах и т.п. Н. зависит от технических характеристик изделия и условий его эксплуатации.

Вероятность безотказной работы, показатель надёжности устройства, схемы или отдельного элемента, который оценивает возможность сохранения изделием работоспособности в определённом интервале времени или при выполнении заданного объёма работы

Наработка на отказ, среднее значение наработки ремонтируемого изделия между отказами (нарушениями его работоспособности). Если наработка выражена в единицах времени, то под Н. на о. понимается среднее время безотказной работы. Для периода от наработки t1 до наработки t2 Н. на о. определяется равенством

[image]

где mср — среднее число отказов (на изделие) для некоторого числа однотипных изделий до наработки ti (i = 1, 2), найденное опытным путём.

 

41__Факторы надёжности информационных систем

Одни и те же типы сбоев и отказов при исполнении комплексов программ могут быть вызваны различными факторами, которые можно разделить на три группы.

В первую группу входят факторы, непосредственно вызывающие сбой или отказ при исполнении программы, причинами которых могут быть:

  • искажение исходной информации, поступающей от внешних абонентов, в том числе, и ошибочные действия операторов;

  • самоустраняющиеся отказы или сбои в вычислительной системе;

  • невыявленные ошибки в комплексе программ.

Ко второй группе факторов относятся архитектура комплекса программ и структурное построение его компонент. Структура программ определяет возможность расширения последствий искажений информации или вычислительного процесса, влияет на вероятность превращения искажения в отказ и на время восстановления после отказа.

Третья группа факторов влияет на длительность восстановления и глубину последствий от возникающих отказов. В эту группу входят факторы, определяющие качество контроля вычислительного процесса и обрабатываемых данных, запаздывание в обнаружении искажений, качество классификации искажений и длительность проявлений их последствий. Они определяют длительность восстановления, время наработки на отказ и способствуют быстрой локализации искажений.

Искажения исходной информации, в большинстве случаев, не влияют на надежность выполнения программ. Причинами искажений данных, поступающих от внешних абонентов, могут быть:

  • искажение данных на первичных носителях информации;

  • сбои и частичные отказы в аппаратуре ввода данных с первичных носителей информации;

  • шумы и сбои в каналах связи при передаче или приёме телекодовой информации;

  • потери или искажения сообщений в ограниченных буферных накопителях вычислительной системы;

  • ошибки в документах, используемых для подготовки данных, вводимых в вычислительную систему.

Самоустраняющиеся отказы и сбои в аппаратуре вычислительных систем являются фактором, существенно влияющим на надёжность функционирования комплексов программ. Значительно чаще происходят сбои или трудно обнаруживаемые кратковременные отказы. Большинство из них выявляется и устраняется средствами аппаратурного контроля и не влияет на исполнение программ. Однако некоторая часть аппаратурных сбоев может приводить к искажениям переменных. Причинами таких сбоев и отказов являются преимущественно внешние воздействия на аппаратуру, влияющие на нарушение контактов и пропадание сигналов, или индустриальные электрические помехи. Чаще происходят сбои, которые не удаётся обнаружить и зафиксировать при функционировании комплекса программ в процессе нормальной обработки информации и управления. Такие сбои проявляются в случайные промежутки времени, и практически невозможно добиться их повторяемости. Невыявленные ошибки являются основной причиной ненадёжности функционирования. В процессе отладки основная часть ошибок в программах обнаруживается и устраняется, но есть риск пропуска нескольких ошибок. Любая отладка «может показать наличие ошибок, но не может показать их отсутствие». В процессе тестирования и отладки программ практически невозможно выполнение абсолютно полных проверок. В результате в программах всегда существует некоторое количество невыявленных ошибок.

 

42__Принципы управления проектами

Управление проектами – профессиональная творческая деятельность по руководству людскими и материальными ресурсами путём применения современных методов, средств и искусства управления для успешного достижения заранее поставленных целей в результате выполнения уникального комплекса взаимосвязанных мероприятий при определённых требованиях к срокам, бюджету и характеристикам ожидаемых результатов проектов, осуществляемых в рыночных условиях в социальных системах.

Наибольшее внимание обычно уделяется процессам управления проектами в следующих функциональных областях:

  • Управление предметной областью проекта – определение целей, результатов и критериев оценки успешности проекта;

  • Управление проектом по временным параметрам – разбиение его на группы работ и отдельные работы; определение последовательности выполнения, продолжительности и расписания работ – календарного плана проекта; контроль изменения календарного плана;

  • Управление проектом по стоимостным параметрам – определение видов и количества ресурсов; определение стоимости ресурсов и работ; учёт и контроль расходов и доходов, а также изменений бюджета;

  • Управление качеством – определение стандартов качества, относящихся к проекту, способов достижения требуемого уровня качества и мероприятий по обеспечению качества; контроль качества;

  • Управление персоналом – распределение ролей, ответственности и отношений координации и субординации персонала проекта; построение организационных и ресурсных диаграмм; подбор человеческих ресурсов; создание и совершенствование команды проекта;

  • Управление коммутациями – определение источников и потребителей информации внутри и вне проекта; описание видов распространяемой информации, сроков и периодичности её предоставления, способов доставки; определение процедурами предоставления информации в ходе реализации проектов;

  • Управление рисками – выявление событий, которые могут повлиять на проект; определение зависимостей возможных результатов проекта от наступления рисковых событий; обработка стратегий работы с рисками; планирование, осуществление и контроль мероприятий, связанных с реагированием на риск;

  • Управление проблемами – выявление возникающих вопросов, их анализ, принятие и исполнение решений, формальное закрытие и мониторинг проблем проекта;

  • Управление изменениями – выявление необходимости модификаций ранее согласованных параметров, их анализ, принятие и исполнения решений, формальное закрытие и мониторинг изменений проекта;

  • Управление контрактами – определение требуемых товаров и услуг, потенциальных продавцов; поддержание формализованных отношений с продавцами;

Общие рецепты управления проектами на первый взгляд просты и понятны, поскольку основаны на структурированных опыте и здравом смысле. Проект надо начать с постановки и согласование цели, спланировать путь её достижения, выполнить предусмотренные работы, и успешно закончить проект, достигнуть цели, как было запланировано, или реалистично запланировать уникальную деятельность. Поэтому системная модель управления проектам предполагает постоянный контроль исполнения проекта, выявление отклонений фактического хода выполнения от запланированного, принятие корректирующих действий в плоть до согласованной корректировки параметров проекта – сроков, бюджета, даже целей.

«Из природы исследований, разработок или проектов известно, что из трех параметров лишь два параметра можно определить одновременно:

1. Если установлена задание и время для её достижения, то нельзя угадать, какую это будет иметь стоимость;

2. Если определены время и стоимость, невозможно предсказать, какая часть задания будет выполнена;

3. Если назначены задание и стоимость, то не дано знать, когда придет время достижения этой цели или задания.

Но, если же Вам повезет и Вы сможете определить все вместе три параметра, значит, Вы имеете дело вовсе не с тем, что называется исследованиями или разработками, тем более точно не с проектом». Расширенный принцип Эпштейна- Гейзенберга Закона Мэрфи

«Если какая-нибудь неприятность может случиться, она случается» Закон Мэрфи

Следствия Закона Мэрфи:

1. Все не так легко, как кажется;

2. Всякая работа требует больше времени, чем кажется;

3. Из всех неприятностей произойдет именно та, ущерб от которой окажется больше;

4. Если несколько причины возможных неприятностей будут заранее устранены, то всегда найдется следующая;

5. Предоставленные самим себе, события имеют тенденцию развиваться от плохого к худшему;

6. Как только вы принимаетесь делать какую-то работу, всегда находится другая, которую надо сделать еще раньше;

7. Всякое решение плодит новые задачи.

«Каждый служащий начинает со своего уровня компетентности» Постулат Питера

«В любой иерархической системе каждый служащий стремится достичь своего уровня некомпетентности» Принцип Питера

«Никто не знает, что происходит в действительности в пределах данной организации» Следствие Джонсона

«Внутренняя согласованность ценится больше эффективности в работе» Преобразование Питера

«Чтобы избегать ошибок, надо набираться опыта, чтобы набираться опыта, надо делать ошибки» Принцип компетентности

«Ошибаться человеку свойственно, но окончательно все запутать может только компьютер» Пятый закон ненадежности

43__Методология управления проектами

Управление проектами – профессиональная творческая деятельность по руководству людскими и материальными ресурсами путём применения современных методов, средств и искусства управления для успешного достижения заранее поставленных целей в результате выполнения уникального комплекса взаимосвязанных мероприятий при определённых требованиях к срокам, бюджету и характеристикам ожидаемых результатов проектов, осуществляемых в рыночных условиях в социальных системах.

Методология управления проектами – свод передовых знаний, предназначенных для координации финансовых, временных, людских и др. ресурсов для достижения проектом поставленной цели.

По Арчибальду. В основе профессионального управления проектами лежат три базовые концепции:

  • назначение интегрированных обязанностей, то есть определение центров ответственности за проект;

  • системы комплексного и прогнозирующего планирования и контроля проекта;

  • создание сплочённой команды проекта, преданной его идеям, с целью координации усилий всех исполнителей

Для того чтобы снизить потери от возможных просчетов и избежать провала проекта в целом, методология управления проектами предусматривает специальные процедуры, помогающие учесть факторы неопределенности и риска на всех фазах и этапах проекта.

В основе PJM лежит процессоориентированная методология, которая может быть приспособлена под специфику того или иного проекта.

Процесс – это набор или цепочка взаимосвязанных задач и подпроцессов, отвечающих цели проекта. Результатом процесса является один или несколько ключевых результатов.

Процессы управления проектом

Представленные на Рис. 1 пять процессов управления в совокупности образуют полный комплект задач, необходимых для управления проектом в области информационных технологий. Любой проект включает в себя большинство (если не все) из этих процессов. Процессы перекрываются друг с другом по времени и взаимосвязаны посредством общих выходных результатов.

[image]

Рис. 1 Процессы PJM

Контроль и отчетность Процесс Контроль и отчетность включает задачи, цель выполнения которых подтвердить область применения проекта и подходы к его выполнению, организовать управление изменениями и контроль за рисками. Также в рамках данного процесса рассматриваются вопросы, связанные с контролем планов проекта и подготовкой отчетности о состоянии проекта.

Управление работами Задачи процесса Управление работами позволяют определять, отслеживать и направлять всю работу, выполняемую по проекту. К целям, реализуемым в данном процессе, относится также мониторинг финансовых аспектов проекта.

Управление ресурсами Цель процесса Управление ресурсами заключается в достижении нужного для проекта уровня подбора персонала и подготовки инфраструктуры проекта.

Управление качеством Процесс Управление качеством содержит описание системы мер по обеспечению качества, реализация которых позволит достичь целей и ожиданий Заказчика в течение жизненного цикла проекта.

Управление конфигурацией Процесс Управление конфигурацией включает задачи, регламентирующие хранение, организацию и контроль всех элементов конфигурации, произведенных в рамках проекта и полученных для использования в проекте.

Задачи планирования определяют рамки проекта с точки зрения области применения, качества, времени и стоимости. Кроме того, в этих задачах рассматриваются вопросы, связанные с организацией ресурсов для выполнения проекта.

Подпроцессы контроля выполняются параллельно с исполняемыми задачами. Контроль осуществляется, чтобы убедиться в соответствии предпринимаемых шагов целям проекта, и, в случае необходимости, предпринять корректирующие действия. Подпроцессы контроля могут иметь как непрерывный характер, так и могут выполняться дискретно, по мере необходимости. Подпроцессы координируются друг с другом посредством обмена информацией и синхронизации своих действий.

Задачи завершения формализуют процедуру приемки результатов проекта и организуют завершение проекта. Завершение означает достижение удовлетворительных итогов проекта и урегулирование всех нерешенных проблем до передачи результатов проекта Заказчику.

 

44__Автоматизация управления проектами

Управление проектами – профессиональная творческая деятельность по руководству людскими и материальными ресурсами путём применения современных методов, средств и искусства управления для успешного достижения заранее поставленных целей в результате выполнения уникального комплекса взаимосвязанных мероприятий при определённых требованиях к срокам, бюджету и характеристикам ожидаемых результатов проектов, осуществляемых в рыночных условиях в социальных системах.

Информационная СУП – это нечто большее, чем самый совершенный комплекс программ УП или же подобного рода компьютерная система.

Программное обеспечение и компьютеры являются важными неотъемлемыми составляющими современной информационной СУП, образуя вкупе соответствующие автоматизированные системы - «интегрированные системы управления проектами».

В настоящее время автоматизация на базе средств вычислительной техники признается актуальным направлением совершенствования выполнения ряда трудоемких и громоздких функций обработки и управления информацией, сопровождающей проекты.

Программное обеспечение представляют собой компьютерные информационные системы планирования и контроля операций и ресурсов, обеспечения сетевых методов, составления календарных планов, анализа рисков и т.д.

Весь состав документов и ряд процедур ИСУП можно оформить в электронном виде.

Часть процедур ИСУП можно снабдить специальным программным обеспечением.

Другую часть, особенно по неформальной обработке и использованию информации документов, приходится выполнять без компьютера. Не все процедуры поддаются автоматизации, да и зачастую не нуждаются в этом.

Программное обеспечение для ИСУП включает текстовый редактор, генераторы отчетов и графиков, редактор электронных таблиц, системы управления базами данных, системы электронного документооборота и т.п.

Автоматизация разобщенных и неэффективных функций и процессов управления проектов с устаревшими и негибкими процедурами информационного обеспечения даже с помощью самых лучших программных средств имеет сомнительную пользу.

СУП на базе современных персональных компьютеров создают эффективную среду обработки и управления информацией при исполнении проектов в связи с широкими возможностями информационных технологий.

Внедрение большинства компьютерных систем в процессы управления проектами нашло благодатную область с использованием шаблонов и библиотек для планирования проекта.

Многие обстоятельства планирования операций и ресурсов проекта дают широкие возможности разработки их стандартных элементов, так как многие задачи, если не большинство, повторяются из проекта в проект, несмотря на их уникальность.

  1. Представление проекта с разработкой иерархических структур проекта и работ позволяет вычленить и определить их стандартные элементы.

  2. Почти одинаковы ключевые и связывающие события в проектах.

  3. Сетевые планы уровня пакетов работ похожи друг на друга в различных проектах с точки зрения их логического построения.

  4. Методы распределения ресурсов и ряд других задач иногда совпадают.

Сделать бесплатный сайт с uCoz